музей Н.А. Некрасова в Карабихе
online viagra

Всему начало здесь… (стр.8)

В поэме в основном выдержана костромская «топография»: коробейники «в Кострому идут проселками», их окружает типично костромская природа, костромские деревни Мисково (упоминается в черновиках эпиграфа к главе 5-й), Тюньба («Труба»), они вспоминают костромских помещиков-охотников Кашпировых и Зюзиных («Кашпирята с Зюзенятами») и т. п.

Однако в процессе работы над поэмой Некрасов «вплетает» в ее текст названия и детали других мест. Костромское Мисково заменяется ярославской деревней Гогулино (рядом с Грешневом, принадлежала отцу поэта), история Титушки-ткача, отсидевшего безвинно двенадцать лет по ошибке судейских, Связывается, видимо, с ярославскими деревнями Спирдово (тоже рядом с Грешневом) и Давыдково (в позме Спиридово и Давыдове)...

Такой прием творческого использования, переработки и типизации реальных местных названий и примет, начатый еще в «Деревенских новостях», через «Коробейников» перейдет потом в «Кому на Руси жить хорошо», где получит завершенное выражение.

Интересно отметить, что в других стихах Некрасова , о деревне, близких и по тематике и по звучанию, созданных в это же время, — «Похороны», «Крестьянские дети», «Мороз, Красный нос», — какие-либо местные «приметы» отсутствуют. Эти два отличные друг от друга приема изображения жизни как бы сосуществуют в творческой лаборатории Некрасова.

Важно, что и тот и другой прием одинаково плодотворны: и «Похороны» и «Коробейники» стали народными песнями.

Судя по всему, Некрасов не предполагал такого перехода. «Коробейники» строились по законам поэмы — с эпиграфами к каждой главе, да и по своим размерам вся поэма никак не могла уложиться в песню. Нет никаких данных и о том, что «Похороны» задуманы как песня.

Так народ распорядился!.. Интересно, что «Песню убогого странника» из «Коробейников» народ не принял, а поет начало поэмы. В 1934 году Ф. Шаляпин исполнил «Песню убогого странника» всопровождении хора для записи на пластинку. В конце XIX — начала XX веков некоторые деревенские книгочеи пели на мотив «Коробушки» всю поэму. И в том и в другом случае это еще не фольклор: музыку для «Песни убогого странника» написал в 1913 году Н.А. Маныкин-Невструев, а деревенские певцы-книгочеи, «открыв» для себя связь «Коробушки» с поэмой, вернулись к книге, начали

путь народа уже по второму разу.

Есть одна сторона личной жизни Некрасова, которую он поверял своей Музе — его отношение к женщине. При всей традиционности темы и в ней поэт выступает новатором. Широко известен «панаевский цикл» стихов. В нём отразились и радостные и печальные страницы его большой и трудной любви. На «грешневское лето» 1861 года пришлась пора охлаждения, пора разочарования и взаимных обид. Она отразилась в стихотворении «Слезы и нервы», записанном в «грешневскую тетрадь» без датировки.

И эта струна прозвучала в Грешневе. Поистине — плодотворнейшее лето!

Возможности некрасовской Музы раскрываются теперь как никогда ранее, а мастерство поэта достигает вершины. Возьмем только крестьянскую тему: «Деревенские новости», «Крестьянские дети», «Похороны», «Коробейники», «Дума» — все они восходят к жизни ярославской и костромской деревни на узком временном отрезке — в два года. А какое разнообразие форм и интонаций: диалог-беседа, драматургическая сценка, воспоминание, дума... И ни одно произведение не походит на другое.

Заметим себе, что на этот раз только в «Крестьянских детях» Некрасов частично возвращается к воспоминаниям детства, да и они окрашены современным поэту восприятием. Все остальные стихи — отклик на злобу дня. Такого строго сфокусированного внимания на современности не было и почти не будет в дальнейшем. Оно и понятно: рушится старая крепостная Россия, поэт зорко всматривается «в место разлома» — все его внимание там.

Процесс только еще начинается. Наблюдение за ним необходимо вести регулярно. Муза настроилась «на деревенский лад» и требует новых и новых впечатлений. Сложился деревенский образ жизни поэта, дающий ему отдых и материал для творчества. Не хватало одного — своего угла, где бы можно было работать спокойно. Некрасов почувствовал это еще в начале года, сразу после объявления крестьянской реформы, и, очевидно, в марте попросил отца поискать усадьбу под Ярославлем.

Отец через сына Федора предложил Грешнево. Об этом мы узнаем из ответного письма Некрасова, отправленного 16 апреля 1861 года.


... Назад     Вперед ...

| Главная | Наверх |
© 2012 - 2017, Некрасов в Карабихе